Untitled Document


В Областном Доме Ребенка №2 темная сенсорная комната-это помещение, оснащенное специально подобранным оборудованием. Это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, воздействующих на базовые органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание) и вестибулярные рецепторы.
В зависимости от направленности воздействия на центральную нервную систему (релаксация или активизации) оборудование темной сенсорной комнаты условно разделено на два функциональных блока: релаксационный и активизирующий.
В релаксационный блок входят сухой бассейн, набор дисков для светопроекторов и записи релаксационной музыки.
Во время сеанса релаксации в комнате включается оптического оборудование.
Активизирующий блок включает в себя все интерактивное оборудование, сенсорные панели и т.д. Для проведения активных подвижных игр задействуется сухой бассейн.
Интерактивное оборудование активизирующего блока привлекает интерес детей и стимулирует подвижность и развитие их исследовательской деятельности.

В работе с детьми мы используем разные методы арт-терапии: песочную терапию, сказкотерапию. Арт -терапия — это прекрасний способ ненавязчиво проникнуть в мир ребенка, используя игру, сказку, рисунок и т.д. С помощью таких проективних методов, а для ребенка, — интересных, увлекающих и понятных занятий, — психолог помогает ребенку решить многие волнующие его вопросы, скорректировать поведение, снять змоциональное напряжение, понять его причину и научиться самому находить способи решения в каких- то сложных ситуациях. Работа со страхами, с агрессией, с детскими травмами также решается с помощью зтих методов. Развитие творческих способностей, воображения, мышления, речи — положительние моменты, сопровождающие данную терапию. Самое главное дети с удовольствием идут в такого рода работу, что облегчает поставленние задачи.
Итак, что же такое песочная терапия. Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: “Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесення вовне, на плоскость песочници, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательньми побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики”.
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие змоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Для детей “отыграть” свой опыт и чувства —зто значит отреагировать свои чувства и переживания, а значит осознать их, адаптивно выплеснуть их наружу, т.е. освободиться, научиться справляться с ними. Игра в песке дает возможность для разрешения конфликтов, высвобождению страхов, тревог. Многократное повторение психотравмирующей ситуации, позволяет изменять змоциональное отношение к ней. Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Ребенку сложно выразить свои чувства вербально. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. С помощью песочной терапии создается безопасная среда для ребенка, где он может раскрыться, не боясь осуждения, контроля, где можно самовыражаться, делать то, что хочется. Таким образом, мы видим существующую актуальную проблему для ребенка и можем аккуратно действовать в его поле.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка змоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить змоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция психолога — зто “активное присутствие”, а не руководство процессом. Освобождение подавленной знергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную знергию на развитие личности и дальнейшее обучение.
Юнг утверждал, что процес “игры в песок” высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”.
Сказкотерапия — это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия — это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:
1 .Сказки для детей, которые испытывают страхи темнотыі, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявленнями: проблеми с едой; проблеми с мочевым пузырем и т.д.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае потерь значимих людей или любимих животных.

Самое важное для ребенка ощущать, понимать, чувствовать, что он нужен, что его любят, что его принимают. Это принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Он является для нас отправной точкой. Принцип этот — безусловное принятие. Что он означает? Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то что он есть. Это одна из основних идей, которую так необходимо транслировать ребенку его близкими. Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальних человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливих взглядах, ласкових прикосновениях, прямих словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания — главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка — и он укрепится в добре, накажешь — и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка — это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Где же ошибка? Ошибка проста: дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.
Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Мы, как специалисты, не можем претендовать на самое важное для ребенка, место родителей или близких людей. Однако мы понимаем, что принимая ребенка мы успешнее будем продвигаться к намеченним целям, — будь это психическое развитие ребенка или коррекция его поведения…

Психолог: Коханюк Е.В.