Untitled Document

Формирование и развитие речи у детей раннего возраста с задержкой психо-речевого развития.
В последние время мы все больше сталкиваемся с тем, что предметом жалоб родителей становится то что: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. В своей работе мы сталкиваемся с тем, что дети начинают говорить после трех лет. К сожалению не все родители внимательны к своим детям и не обращают внимания на эту проблему, а ведь развитие речи нужно начинать с рождения ребёнка.
В появлении у детей активной речи решающую роль играют три составляющие коммуникативного фактора. Первая из них – установление эмоциональных контактов взрослого с ребёнком. Вторая составляющая – насыщение ребёнка слышимой речью. Третья составляющая – организация взрослым сотрудничества с ребёнком, в ходе которого он усваивает способы и средства общения.
В раннем возрасте важен не только год, но даже месяц, неделя и день. Поэтому дефицит воспитания в раннем возрасте сопровождается непоправимыми потерями.
Общая характеристика развития ребёнка раннего возраста (норма)
К двум годам у ребёнка усовершенствуются формы общения с взрослыми, которые начинают превращаться в наставников. Малыш понимает речь взрослых, адекватно реагирует на запрет, просьбу, поручение. В этот период развития ребенка очень важно чтобы игры с малышами, взрослый проводил путем подражания своим действиям, словам, а не в беседе, или при объяснении и внушении. Все действия взрослого должны быть понятны ребенку, неоднократно обыгрываться, вызывать у малыша позитивные эмоции, желание повторить. В это время ребенок познает мир путем подражания действиям и словам взрослых.
Малыш овладевает навыками социального поведения, осваивает элементарные моральные нормы и правила (можно, нельзя, хорошо, плохо), начинает различать вещи по принадлежности разным членам семьи (бабушкины тапочки, мамина сумка), появляется желание выполнять просьбы взрослых (принеси, убери, пожалей). Определяется стремление все делать самостоятельно.
Ребёнок начинает дифференцировать правила обращения с родными и чужими людьми, с взрослыми и сверстниками. Растёт интерес к сверстникам: ребёнок начинает подражать действиям сверстников и демонстрировать им свои умения.
Малыш охотно знакомится со своим «Я»: рассматривает свое лицо, тело, прическу, одежду; сопровождая все названием частей; по-разному реагирует на ласкательное и сдержанное обращение взрослого. По внешним признакам ребёнок различает свою половую принадлежность, идентифицирует себя с представителями своего пола, отличает от представителей противоположного.
У малыша разнообразится характер игры: игра-исследование, игра-конструирование, ролевая игра. Обогащается индивидуальный опыт. Ребёнок учится соотносить действия, подбирать и объединять предметы согласно форме, размеру, цвету; предоставляет им определенное положение в пространстве. Малыш усваивает представление о 3-4 формах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 3-4 цветах (красный, желтый, синий, зеленый). По просьбе взрослого ребёнок указывает на предметы соответствующего количества, формы и размера. Ребёнок не только замечает установление связей между предметами, но и начинает самостоятельно устанавливать новые отношения между ними, учитывать их в своих действиях. Основным видом мышления в этот период является наглядно-действенное: направляя свои попытки на достижение цели, ребёнок решает различные практические задачи.
Малыш запоминает значительное количество названий, действий; лучше вспоминает то, что раньше видел сам, слышал, делал, и с чем были связаны его приятные переживания. Активно пользуется эмоциями, жестами в процессе вещания. Словарный запас достигает от 40 до 300 слов и обогащается именами людей, названиями объектов, действий, состояний, процессов, однако произношение звуков остается несовершенным. Активная речь проявляется в общении ребёнка со взрослыми, со своими игрушками, домашними животными (кошкой, собакой). Малыш знает, что слова, которыми обозначают знакомые ему предметы, касаются тех же предметов на рисунках, а усвоение ребёнком названия предмета происходит при активной самостоятельной деятельности с ним. Ребенок с интересом рассматривает книжки и слушает чтение художественных произведений, рассказы взрослого, узнает литературных героев. Малыш пользуется диалогической формой ситуативного вещания, ставит много вопросов к взрослому. Вещание приобретает связный характер, единицей вещания становится не слово, а предложение. Предполагается большое количество грамматических ошибок.
Общая характеристика развития ребёнка раннего возраста (отклонение от нормы)
У ребёнка с отклонениями в развитии снижен интерес к игрушкам и окружающим предметам, ориентировочная реакция кратковременная, часто переходящая в реакцию страха. Прослеживание за предметом фрагментарно; ребёнок не изучает игрушку, не «ощупывает» её взглядом, после некоторого сосредоточения теряет к ней интерес. Зрительно-моторная координация неполноценна или отсутствует. Малыш предпочитает рассматривать свои руки, а не игрушки.
У ребёнка оказываются несформированными предпосылки, необходимые для развития речи: действия с предметами, эмоциональное общение со взрослыми, развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. У малыша меньше собственных и совместных с взрослыми действий, совсем не сформировано подражание. Малыш не обращает внимания на многие предметы, а значит, и не запоминает их названий. Тем более он плохо овладевает названиями действий.
Дефицит речевого общения является одной из причин задержек не только развития речи у ребёнка, но и психического развития в целом.
Многие дети с органическим поражением центральной нервной системы начинают говорить только после трёх лет. Главное заключается в том, что речь такого ребёнка не может ещё служить ни средством общения, ни орудием мышления. Она также не может принять на себя функцию передачи ребёнку общественного опыта и регуляции его действий.
Для развития понимания речи характерно то, что до полутора лет интенсивно устанавливаются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Недостаточно прочна и связь между отдельными анализаторными системами. Этим объясняется, что даже если ребёнок понимает задание взрослого, реагирует на него недостаточно правильно. Например: «покажи, где собака?», – говорит педагог; малыш смотрит на названный предмет, а рука показывает на другое.
В чём различие Задержки речевого развития (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?
Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.
Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и обще-интеллектуального характера.
Если речь ребёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка психо-речевого развития (ЗПРР). ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий часто приводит к выраженному отставанию от сверстников.
Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 5 лет у ребёнка продолжают случаться «неприятности».
В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР?
Современными исследованиями доказано, что во внутриутробный период на ребенка негативно влияют не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых находится мать ребенка и которые направлены против самого ребенка, а именно: желание избавиться от беременности, негативные или тревожные чувства, связанные с предстоящим материнством, и т.п.
Отставание в развитии речи начинается у таких детей с рождения и продолжает накапливаться в раннем детстве. Не сформованные такие предпосылки речевого развития, как интерес к окружающим, в частности эмоциональное общение с взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат. К сожалению, недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимика-жестикуляция, ребенок способен применять лишь примитивные стандартные жесты, отличающих умственно отсталых детей от безмолвных детей с другими нарушениями.
Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.
Задержка психо — речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны, которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.
Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде.
Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом моменте. Если по рассказам родни вы, ваш муж или иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗПРР. От поколения к поколению ЗПРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнка вообще нет речи, даже словоподражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.
Помощь каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой речи?
Для оценки развития мы используем соответствующие возрасту диагностики. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.
Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога)
Выясняем , нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.
Сравниваем понимание и воспроизведение речи.
Для выяснения причин задержки в речевом развитии наших воспитанников обследует ряд специалистов: невропатолог, логопед, а в отдельных случаях психиатр и детский психолог. Если есть показания то и специализированные анализы работы мозга – ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.
Часто детям с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.
Однако только медикаментозная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. Основной задачей нашей работы является повышение уровня развития ребенка: интеллектуального, эмоционального и социального.
Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Логопед помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно проводит воспитатель в группе.
Немного о методах коррекционной работы.
Создание комплексного подхода предполагает тесное сотрудничество и партнерство всех взрослых участников педагогического процесса.
Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Проводится совместная работа врача — невролога, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, мы строим свою работу на основе общих педагогических принципов. Каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а в команде с другими специалистами. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, мы намечаем единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности малыша.
Основными направлениями нашей коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста для нас являются: стимуляция гуления и лепета, первых лепетных слов, нормализация мышечной активности, развитие дыхания, мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики, формирование пассивного словаря, перевода слова из пассивного в активный словарь, выработка зрительного, слухового восприятия, памяти, внимания, мышления.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения.
В своей работе детьми мы используем наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводим коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.
Чтобы способствовать гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием мы в своей работе активно применяем фольклор. Народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
В работе с такими детками мы активно используем логоритмику (это тесная связь слова, музыки и движения), помогает малышу активизировать словарный запас, отрабатывать поставленные звуки, закреплять лексический материал, развивать мышечную активность.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдается недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
В своей коррекционной работе с детьми мы активно используем пальчиковые игры.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Мы обеспечиваем ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков . Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
Определяем для каждого ребенка безопасную, интересную, развивающую предметно-игровую среду. Организуем деятельность таким образом, чтобы ребенок интенсивно узнавал окружающий предметный, природный и социальный мир. Есть игрушки разного размера, различной формы, цветовой гаммы и фактуры, детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, колокольчик, свирель, дудочка) и изобразительные материалы (листы, мел, кисточки, карандаши, фломастеры, пластилин, глина). Есть много детских книг, мультфильмов.
Общие рекомендации родителям.
Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).
Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.
Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.
Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5-и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.
Поощряйте стремление задавать вопросы.
Поощряйте любопытство и воображение.
Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.
Читайте ребенку каждый день.
Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.
Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.
У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений (но не слишком много).
Поощряйте общение и игры с другими детьми.
Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.
Играйте вместе с ребенком, если он просит.
Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.
В случае ЗПРР логопедическая помощь может носить и консультативный характер: логопед рекомендует родителям, как заниматься с малышом, а родители выполняют рекомендации дома. Чтобы эти занятия приносили видимый результат, мы рассказываем и показываем, как заниматься с такими детками дома, отвечаем на вопросы родителей. Отслеживается динамика речевого развития, даются новые задания.